О жизни и творчестве Абая Кунанбаева
Абай Кунанбаев казахский просветитель, общественный функционер, прародитель новой письменной казахской литературы, автор. Появился на свет в семье большого феодала Кунанбая Ускенбаева. Обучался в Семипалатинске в медресе, синхронно навещал рус. школу. Абай Кунанбаев исследовал арабский, иранский и прочие вост. языки; на развитие его миропонимания огромное воздействие проявили гуманистич. мнения знаменитых стихотворцев и экспертов Запада (Фирдоуси, Навои, Авиценны и другие.). Под воздействием рус. политич. ссыльных (Е. П. Михаэлиса, Н. И. Долгополова и другие.), с к-ръми он сдружился в Семипалатинске, Абай Кунанбаев начал исследовать и переводить на казах, яз. создания классиков рус. лит-ры(А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, В. Г. Чембого). Создания Абай Кунанбаев, в первый раз произведенные после его гибели (в 1909 в Петербурге на казах, яз.), были обширно установлены раньше в произносимой передаче.
В собственных стихах Абай Кунанбаев играл против насилия и произвола наследственный знати, взяточничества, реакционности. Он клеймит варварство, кляуза казах, феодалов. Однако, выступая против социального зла («Наконец волостным я стал…», «Управитель руководству рад…» и другие.), Абай Кунанбаев не осознавал потребности войны за изменение экономич. уклада. Один маршрут к новой жизни он видел в просвещении, в переводящем труде, в завещанном раскрепощении человека. Образное место в воспитании Абай Кунанбаев ответвлял лит-ре и в первую очередь лиры. Очень многие создания Абай Кунанбаев имеют воспитательское значение.
Впрочем он не сообщал спец. пед. творений и не занимался пед. работой, во всех произведениях, в особенности в прозаич. «Назиданиях», можно отыскать методич. и дидактич. инструкции по обучению и учебе молодежи. Он призывал народ завладевать познаниями и заимствовать культуру современных людей, чтобы освободиться от бедности, бесправия и невежества. Он правильно считал, что аульская школа и медресе, помимо познания языка и нек-рого знакомства с классич. лит-рой Запада, ничего предоставить не могли. Огромная часть времени уходила на зазубривание догм ислама и молитв. Абай Кунанбаев приветствует обучение казах, детей в спец. школах-интернатах («В интернате», 1886), где их изучают не «законам», а наукам. Он укорял опекунов, устремлявшихся сделать детей госслужащими, а не цивилизованными людьми, показывал на потребность формирования внимания и желания детей к науке.
Отмечая значимость исследования русской культуры, Абай Кунанбаев сообщал: «Для того, чтобы избежать изъянов и добиться блага, следует знать русский язык и российскую культуру» («Двадцать 5-ое слово»). Значительное значение давал Абай Кунанбаев тому, как исследовать науки, какие необходимы критерии для удачного овладения академическими знаниями. «Если страстно полюбишь науку и само познание станешь думать имуществом, то оно даст тебе высочайшее счастье. Тогда ты закрепишь в памяти то, что представляешь и станешь страстно рваться постичь то, чего еще не знаешь» («Тридцать 2-ое слово»). Исследовать науку нужно с великодушной, высокой мишенью, а не в целях снабдить собственное благоденствие. Он призывал к большому, многостороннему формированию, порицая и разоблачая «просветительскую миссию» царизма, гнавшуюся практические задачи, а не просыпание среди народа завещанной жизни. Абай Кунанбаев думал, что народ должен принять на себя траты по учебе детей.