Дайер о подготовке к гонке на новой трассе

7ed2dcff

Ferrari Крис Дайер: «Современные инструменты позволяют оценить разные варианты настроек еще до того, как мы приедем на трассу, – в плане развесовки шасси и жесткости подвески.

Начнем со статистики: в 1990-м за пределами Европы проходили лишь 6 из шестнадцати этапов тогдашнего чемпионата мира, – это 37,5%. Через 20 лет это соотношение стало иным: на европейских автодромах осталось 8 из 19 Гран При, а 57,9% проходит на других континентах, преимущественно в Азии. 

Пресс-служба Ferrari рассказала о том, как Скудерия готовится к предстоящему Гран При Кореи, который состоится в ближайшие выходные. Гонки на новых трассах требуют от инженеров особого подхода, и с 1999-го года подобную задачу им приходилось решать 10 раз: в Сепанге, Индианаполисе, Сахире, Шанхае, Стамбуле, Фудзи, Валенсии, Сингапуре, Абу-Даби, и вот теперь в корейском Йонаме.

Чтобы понять, как инженеры готовятся к Гран При Кореи, журналисты пресс-службы Ferrari побеседовали с Крисом Дайером, главным гоночным инженером Скудерии.

«В прошлом приходилось строить свою работу на основе подробных чертежей трассы, выполненных в системе CAD: отталкиваясь от них, мы вычисляли идеальные траектории. Затем при помощи компьютеров старались подобрать оптимальные передаточные числа трансмиссии и уровень аэродинамической прижимной силы, – объясняет Дайер. – Однако эти данные носили лишь оценочный характер и требовали детальной проверки на трассе. После появления гоночных симуляторов уровень точности информации значительно вырос: гонщики уже могли получить более четкое представление о траекториях на конкретной трассе. Кроме того, благодаря симулятору мы можем получить важные данные, связанные с другими аспектами, например, о влиянии поребриков на управляемость машины.

Современные инструменты позволяют оценить разные варианты настроек еще до того, как мы приедем на трассу, – в плане развесовки шасси и жесткости подвески. Также мы можем найти оптимальные решения, выбирая режимы работы активного дифференциала и двигателя».

Впрочем, никакие современные технологии не могут заменить реального опыта, который дает только непосредственное знакомство с трассой. Когда гонщик впервые приезжает на новый автодром, первым делом он отправляется осматривать трассу, иногда совершая объезд на велосипеде, иногда просто гуляя пешком.

«Так же поступают и инженеры, – говорит Крис Дайер. – Всегда важно иметь представление о физических параметрах трассы, своими глазами увидеть, как выглядят поребрики, самому проверить состояние асфальта. После этого вы составляете план работы на пятницу: обычно диапазон возможных изменений, которые приходится вносить в настройки, на новой трассе шире, чем на знакомом автодроме, где гонки уже проходили, и вы располагаете данными телеметрии. Также необходимо выделить гонщику определенное время для адаптации к трассе, поэтому километраж может быть больше, чем обычно».

Дополнительная трудность в Корее связана с тем, что верхний слой асфальта был уложен только на прошлой неделе, поэтому трудно предсказать, каким образом будет меняться состояние трассы. С каждым днем уровень сцепления с асфальтом может заметно расти, и полученные на тренировках результаты будет непросто интерпретировать. 

Много ли времени требуется гонщику, чтобы освоиться на новой трассе?

«Меня всегда удивляло, как быстро они могут находить оптимальные траектории, – говорит Дайер. – Разумеется, современные гоночные симуляторы – хорошее подспорье, но обычно пилоту требуется кругов шесть, чтобы на 95% понять трассу, поэтому остается немало времени, чтобы разобраться с оставшимися 5%, от которых может зависеть очень многое.

Важно работать с обоими гонщиками и наладить обмен информацией: вероятно, один из пилотов проходит поворот немного иначе, чем напарник, и возможность сравнивать данные телеметрии позволяет быстрее прийти к окончательному выводу».

С 1997-го года Крис Дайер работал в Arrows, а затем в Ferrari, и, конечно, у него сохранились воспоминания о том, как прошли дебютные Гран При на всех новых трассах, появившихся в Формуле 1 за это время…

Сепанг, 1999: «Главный сюрприз преподнес дождь. И в том году, и в 2000-м, гонка проходила в октябре, и было необычно, что каждый день ближе к вечеру, в одно и то же время начинался ливень. Тогда впервые гонка проходила так близко к экватору».

Индианаполис, 2000: «Я очень давно слежу за американским автоспортом, и Индианаполис – это легендарный овальный автодром, который стоит в одном ряду с Монако и Монцей. Мы получили отличную возможность лучше понять гоночный мир США. Помню, что ходили в музей, расположенный на автодроме – это было очень интересно».

Сахир, 2004: «Тогда мы впервые посетили пустыню, посреди которой расположен фантастический автодром. Отправившись осматривать трассу, мы покинули пределы пит-лейн, главная трибуна осталась позади, – и вдуг мы оказались в окружении каких-то скал. Обстановка была довольно странная».

Шанхай, 2004: «Колоссальных размеров сооружение! Но, если честно, первое что в поражает Китае – это автомобильные пробки: дорога из отеля на трассу может занять два часа».

Стамбул, 2005: «Трасса мне очень нравится, она действительно хороша, и от гонщика здесь требуется настоящее умение. Благодаря перепаду высот у стамбульского кольца особый характер: возможно, именно это его главная отличительная черта, а не поворот 8, о котором так много говорят».

Фудзи, 2007: «Гран При Японии проходил там два года подряд, и за гонками наблюдал особый зритель – гора Фудзи. Даже когда она скрыта облаками, ты знаешь, что она там есть. А когда светит солнце, открывается необычайно красивый вид, – особенно его могли оценить те, кто любит горы».

Валенсия, 2008: «Я хорошо знаю Валенсию, поскольку мы обычно проводим там зимние тесты, хотя и на другом, стационарном, автодроме. Интересный город, с оживленной атмосферой, и было приятно отправиться туда вновь, чтобы провести Гран При на уличной трассе, тем более, что паддок расположен рядом с гаванью, где обычно швартуются яхты, принимающие участие в Кубке Америки».

Сингапур, 2008: «Думаю, вид гоночных машин на ночной трассе, залитой светом прожекторов, произвел на всех неизгладимое впечатление. К сожалению, дебютный Гран При Сингапура сложился для нас неудачно – по крайней мере, в этом году мы отыгрались!»

Абу-Даби, 2009: «Очень красивый автодром с фантастической инфраструктурой. Но больше всего меня впечатлил парк развлечений Ferrari World. В прошлом году его строительство еще не было завершено, но мне не терпится вновь туда отправиться, ведь в Абу-Даби пройдет финальная гонка сезона».

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *